Осторожность не порок
(Так ли плоха застенчивость?)

Газета «Мама, папа, я». Ноябрь
Задумаемся, почему родителей часто беспокоит застенчивость их ребенка? В новой ситуации любой человек — и большой, и маленький — испытывает некоторое напряжение, у него возникает так называемая ориентировочная реакция. Он приглядывается, вникает в новую ситуацию. И совершенно естественно, когда такую реакцию вызывают новые люди — ведь мы так устроены, что именно «человеческий фактор» имеет для нас самую большую значимость.

Если ребенок, перешагнув порог нового помещения, ни на минуту не притормозил, не огляделся внимательно, ведет себя словно у себя дома, он скорее вызовет у специалистов беспокойство, чем ребенок смутившийся. Чрезмерная свобода и непосредственность может аукнуться в будущем невниманием и к людям, и к социальным рамкам поведения. Если малыш спрятался за маму и не спешит хватать игрушки или откровенничать с новым человеком, но, постепенно осмотревшись, готов вступить в сотрудничество с другими — это совершенно нормальная и естественная форма поведения. Только обратите внимание: «в сотрудничество», то есть в уважительное, деловое и ненавязчивое общение.

Часто нам хочется, чтобы наш ребенок, умиляя и восхищая окружающих, бойко отвечал на вопросы гостей или радостно бежал в толпу незнакомых детей на детском празднике. В такие моменты стоит задуматься, а испытали бы мы сами восторг, если бы какая-нибудь огромная и незнакомая тетя попыталась потрепать нас по щеке с возгласами: «Ах, какой славненький!», или если бы мы должны были веселиться на корпоративной вечеринке в совершенно незнакомой компании.

Одни дети менее чувствительны к новым ситуациям и людям, другие — более. Справедливости ради стоит отметить, что последние, обладая большей чувствительностью, воспринимают и перерабатывают больше информации, следовательно при благоприятных условиях имеют большие возможности в развитии. Внимательные родители, понимая особенности поведения своего ребенка, могут тактично помочь ему в освоении новых ситуаций и моделей общения.

Помните, что ребенка можно (и нужно, и важно) научить общаться, но нельзя в этом обучении порицать и принуждать. Лучше всего на минутку отрешиться от родительского самолюбия, страстно требующего социально поощряемых форм поведения от любимого чада, и представить себя на его месте. И тогда вместо того, чтобы нависать над ним, краснея и требуя «Подойди к деду Морозу!», вы обнимите его и скажете «Смотри, какой веселый дед Мороз! Я сам его немножко стесняюсь» Что вы заслужите? Сначала удивление, потом доверие — а там, где есть доверие и понимание, не остается места тревоге. И ваш малыш получит шанс стать более уверенным в себе, перестать испытывать напряжение в этой, а потом и в других новых ситуациях.

Застенчивость — не научный термин. Под этим названием мы подчас объединяем все варианты трудностей общения, которые могут испытывать дети. В тех случаях, когда ребенок стойко отказывается от общения со сверстниками и взрослыми, когда он настолько боится новых ситуаций, что категорически отказывается от любой попытки внедрения в них, когда его тревога достигает уровня страха и сопровождается вегетативными реакциями (бледность, потливость, дрожь в руках и т. п.), когда трудности общения приводят к выраженному ограничению контактов ребенка, желательна консультация специалиста. Приведем несколько вариантов поведения детей, которые нередко обозначаются взрослыми как застенчивость. Обратите внимание, насколько разными являются механизмы «застенчивости» в разных случаях и каких разных подходов она требует.

 — Если ребенок, находясь среди других детей, не вступает в совместную игру, а стоит в сторонке и внимательно наблюдает за их действиями, не спешите вмешиваться — может быть, перед вами будущий психолог! Для того, что вступить в общение, он должен познать, освоить формы поведения других детей. Такие дети как правило неконфликтны, они хорошо умеют поддерживать содержательную ролевую игру, внимательны к товарищам.  Труднее им участвовать в шумных забавах, «щенячьей возне" — для этого у них часто не хватает непосредственности, импульсивности. Если вы видите, что ребенок надолго задержался на стадии наблюдения, можно аккуратно помочь ему начать совместную содержательную игру с одним-двумя спокойными сверстниками. Будучи хорошим компаньоном в игре, такой ребенок довольно быстро приобретет популярность в детском коллективе и уверенность в своих возможностях.

 — Если ребенок комфортно чувствует себя только в присутствии матери, воспринимая окружающий мир как враждебный, постоянно ищет у нее опоры и защиты, он закономерно будет испытывать дискомфорт в любой ситуации, «разлучающей» его с матерью. Такая связь ребенка с матерью получила название симбиотческой. Чаще всего она возникает в том случае, когда мать тревожна и склонна чрезмерно опекать ребенка даже в тех ситуациях, с которыми он вполне мог бы справиться сам. Излучая тревогу, мать транслирует ребенку: «Мир опасен! Ты нуждаешься в моей защите!"  Даже сокрушаясь по поводу робости своего малыша, даже жалуясь на то, как она устала от его постоянных цепляний, она чувствует себя комфортно лишь тогда, когда он рядом с ней. А ребенок, потерявший шанс самостоятельно познавать окружающий мир, начинает использовать мать как проводник, взаимодействуя с окружающими через нее. Такой малыш не стремится к общению с другими людьми, не позволяет матери выйти из комнаты, часто сидит у нее на коленях, ждет, что она ответит за него на вопрос (и  заметьте — отвечает! Ведь симбиотическую связь формирует не только поведение ребенка, но и поведение матери). Для того, что ребенок-симбионт смог отделиться от матери, научился чувствовать себя самостоятельным, получать удовольствие от общения, надо помочь ему находить заряд положительных эмоций вне «поля матери». Но также необходимо, чтобы мать внутренне «отпустила» его, перестала испытывать тревогу и потребность в его присутствии, порадовалась его самостоятельности в большом мире.

 — Некоторые дети (чаще девочки) также считаются застенчивыми, однако в их поведении можно отметить другие характерные черты. При первом знакомстве или в новой ситуации они отказываются вступать в общение, «набычиваются», прячутся за маму, но внимательный взгляд отметит, насколько они чувствительны к тому, что о них говорят окружающие, как их оценивают. Смотрят они обычно исподлобья или искоса, но внимательно, быстро фиксируют реакцию присутствующих, а вот если на них перестают обращать внимание, начинают пытаться вновь привлечь его к себе. Разговорить такого ребенка проще всего, начав с положительной оценки его достоинств — нередко после этого он становится весьма активным собеседником. Играя с другими детьми, эти дети обычно стремятся верховодить, однако не всегда успешно, так они не умеют учитывать интересы товарищей по играм и конфликтуют с ними. Характерной особенностью таких детей является острая чувствительность к тому, как их оценивают окружающие, высокая потребность в признании их достоинств, некоторая демонстративность и желание находится в центре внимания. Боязнь быть непризнанным, неумение быть на равных позициях с окружающими мешают такому ребенку легко и непринужденно взаимодействовать с детьми и взрослыми. Однако, понаблюдав за ним более длительное время, можно заметить выраженную тягу к общению. Преодолеть напряжение и почувствовать себя комфортно помогут родители или другие близкие ребенка, если они постараются обратить его внимание не на оценочную, а на содержательную сторону общения. Заинтересованность другим ребенком («А как тебя зовут?», «А сколько тебе лет?»), умение предложить совместную игру или свою игрушку дает возможность отвлечься от своих переживаний, вызванных  новой ситуацией, и вступить в деловое взаимодействия, учитывающего интересы «обеих сторон».

 — Если ребенок остро и тревожно переживает любую новую ситуацию (многим знакомы эти бесконечные вопросы: «А что там будет?», «А мы не опоздаем?», «А это не больно?» и т. п.), скорее всего он будет обостренно реагировать и на непривычные ситуации в общении, будет теряться, смущаться, молчать, бледнеть или краснеть. Высокий уровень тревоги — не редкость у детей, но если она сопровождается выраженными вегетативными реакциями (потливостью, бледностью или покраснением кожи, дрожанием пальцев, болями в животе, головокружением, слабостью), если дискомфорт так велик, что заставляет ребенка избегать новых ситуаций, знакомства с новыми людьми, походов на какие-либо мероприятия, вам необходима консультация специалиста. Возможно, он порекомендует легкие успокоительные средства, которые снизят выраженность тревожных реакций и помогут более легко и комфортно адаптироваться к изменчивому и непредсказуемому миру, в котором все мы живем. Если особое напряжение у ребенка вызывают конкретные ситуации (кто-то боится отвечать у доски, кто-то — входить в комнату, где находится большое количество людей), ему поможет психолог, использующий специальные приемы преодоления конкретных страхов. Конечно, тревожный ребенок нуждается во внимательном и бережном отношении к своим переживаниям со стороны окружающих: нельзя его высмеивать и "ломать", заставляя делать то, чего он так боится, но и нельзя «идти на поводу» у его переживаний, так как это подтвердит для него реальность предполагаемой опасности. Доброжелательное, помогающее и "объясняющее" поведение взрослых даст ему ту опору, с которой преодоление страха произойдет более успешно.

 — И совсем особую группу составляют дети, которых называют застенчивыми скорее по недоразумению — дети, у которых снижена потребность в общении. Люди — и большие, и маленькие — представляются такому ребенку сложным, дискомфортным и неинтересным раздражителем, и он старается ограничивать свои контакты. Гораздо приятнее он чувствует себя в одиночестве, занимаясь тем что, ему по душе. К сожалению, дети, не заинтересованные окружающим их миром, склонны уходить в мир виртуальный — опасность «погружения в компьютер» у них особенно велика, тем более что нередко они оказываются весьма способными в оперировании знаковыми системами. Особенностью поведения такого ребенка будет безразличное нежелание попадать в новые ситуации, требующие общения, а в самих ситуациях вы не увидите у него внимательного взгляда, обращенного на присутствующих. Отторжение мира людей беспокоит специалистов и должно насторожить родителей: ведь мы так устроены, что взаимодействие с себе подобными для нас значимо, интересно, познавательно. Желательно, чтобы ребенка, избегающего общения и уходящего в свою раковину, проконсультировал  специалист-психолог. Возможно, что он — интраверт, не освоивший навыки общения, и нуждается в аккуратной помощи взрослых, чтобы заинтересоваться другими детьми и научиться с ними взаимодействовать. Возможно, он травмирован какой-то ситуацией, например, хроническим неуспехом в школе, неприятием сверстников, и из чувства самосохранения «ушел в себя» («я вам не нужен, тогда вы мне — тем более»). Возможно так же, что ребенок имеет особый склад психики, получивший название «аутистического», то есть погружен в себя и отгорожен от окружающего мира. Каждый из этих вариантов требует специального подхода для того, чтобы восстановить — или создать — умение и желание общаться.

Возвращаясь к началу, хочется еще раз подчеркнуть, что большинство застенчивых детей — обычные дети, более чувствительные к новым ситуациям и людям, чем их сверстники. Но если застенчивость выражена настолько, что нарушает жизнь ребенка, приводит к ограничению контактов, неблагоприятно сказывается на физическом и душевном здоровье, обратитесь к специалистам — возможно, они подскажут вам тот путь преодоления проблем, который поможет именно вашему ребенку.
Анна Олеговна Дробинская - детский психоневролог, кандидат психологических наук

Контакты

+7 903 260 1805
d.ao.ezhiki@yandex.ru
Москва, ул. Космонавта Волкова, д.13, к.1

ИП Дробинская Анна Олеговна
ИНН 774395029039
ОГРНИП 322774600134101
Реквизиты счета